Здоровьесберегающие технологии в начальной школе


Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья.  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы.
    Развитие  образования  идет  по  пути  интенсификации, увеличения  физических  и  психических  нагрузок  на  ребенка.   Достаточно  очевидно, что  состояние  здоровья  школьника,  напрямую,  зависит  от  процесса  обучения. Наша школа ставит своей  задачей  планомерно  заниматься  здоровьем  учащихся. Учителя начальной школы работают над формированием  экологического  пространства, включающего в себя учет  эмоционально-психологического  климата  в  классе, стили  взаимоотношений  и  поведения  участников  образовательного  процесса, использование  здоровьесберегающих  образовательных  технологий, построение  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения, а так же увеличение  двигательной  активности  учащихся; совершенствование  физического  воспитания  на  основе  реализации  индивидуального  подхода.
     
Какие же задачи использования ЗСТ в начальной школе:
      обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья
      сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ
      научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На слайде вы видите несколько подходов к определению ЗСТ, данные разными исследователями. Вообще, понятие  «здоровьесберегающая  технология» относится  к  качественной характеристике  любой  образовательной  технологии, показывающей насколько  решается  задача  сохранения  здоровья  учителя  и  учеников.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Типы здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и пр.)
Остановлюсь на некоторых из них.  По оздоровлению были выбраны следующие направления: профилактика  и коррекция нарушения зрения, психогимнастика, оптимизация режима учебного процесса, комплекс общеоздоровительных мероприятий, ароматерапия.
Так как русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно учителя проводят гимнастику для глаз.
Комплекс упражнений для глаз вы видите на слайде 
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 
  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза. 
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 
Кроме того, используют  различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. На уроках русского языка широко используются для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении глаголов рассматривается режим дня школьника с последующим его обсуждением.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности. Над проектом «Берегите зрение» работал весь класс. Был создан буклет, проведены опыты, составлены диаграммы. А результатом стала подборка физминуток для глаз, проводимых каждым учеником на уроке.
Здоровьесберегающее обучение достигается через создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; предупреждение гиподинамии. Ещё один из важных и напряженных в плане умственной деятельности урок математики. Как же предотвратить усталость и утомляемость; повысить учебные достижения? Здесь снова оказавыют огромную помощь ЗСТ. Ведь от  правильной  организации  урока, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности, возможность   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность на  высоком  уровне.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения
опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология диалогового обучения
дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Для того чтобы здоровьесберегающая направленность урока не носила декларативный характер, необходимы отслеживание и оценка деятельности педагогога на уроке. Наиболее эффективным способом отслеживания вклада учителя в здоровьесбережение является мониторинг,  средства мониторинга использую  для самооценки своей деятельности.
Математические экскурсии
Понятие экскурсии многие учителя не связывают с математикой, но некоторые темы  намного больше будут раскрыты именно благодаря такой форме. Образовательная математическая экскурсия является      эффективной  здоровьесберегающей формой обучения, позволяющая ученикам приобрести опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности.       Всё необходимое для изучения большинства математических понятий и тем за курс начальной школы у нас под ногами в прямом смысле этого слова и вокруг нас. А учителя этим всё ещё недостаточно пользуются. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, нужно использовать не только классно-урочную форму, а иные формы организации учебного процесса, одной из которых должна стать образовательная экскурсия.
Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесберегающее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые
 факторы школьной жизни, негативно влияющие на здоровье детей. А именно: неподвижность за партой во время урока; длительная работа в закрытом помещении; без свежего воздуха, с искусственным освещением,
подавление эмоций; преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении,    с опорой наглядно- образное,   наглядно-действенной мышление,    запрещение любых движений ( за это пишут замечания в дневник). Приведу пример урока по теме «Периметр». Школьный двор позволяет каждому ученику измерить, сравнить, приобрести практический опыт.   Так же учителя начальной школы проводят нестандартные (урок-путешествие, урок-игра) коллективные занятия и интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. 
У  каждого  ребенка  надо  стараться  сформировать  ответственность  за  свое  здоровье, только  тогда  он  реализует  свои  знания, умения  и  навыки  по  сохранности  здоровья.   «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», - писал Генрих Гейне. На уроках окружающего мира, классных часах закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма. Так на классном часе «Зелёная планета» было рассмотрено влияние растений на жизнь человека. Решение проблемных вопросов вылилось в создание проекта. Ребята узнали о лекарственных растениях, а так же о влиянии аромата растений на наше здоровье. Были написаны рекомендации о том, что
• Профилактику простудных заболеваний можно осуществить при помощи
лаванды, лимона, сосны, пихты, кедра
• Лечение простудных заболеваний – эвкалипт, лаванда, розмарин, мята
• Нервное напряжение, волнение – лаванда, лимон, кипарис
• Умственное переутомление – лимон, розмарин, бергамот, сладкий апельсин.
Какое удовольствие рисовать, чувствуя запах арбуза. Все эмоции на лицах. Да и рисунки вышли замечательные.
         Ну а когда в школе начинается эпидемия гриппа, все средства хороши. Такая ароматерапия, как чесночный запах использовалась нашими учителями и не раз. Нарезанный кусочками чеснок раскладывается на подоконниках,  и вся школа приобретает пряный горьковатый запах.
В школе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, цель которой- переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества (совместно с родителями регулярно проводятся Дни здоровья.
Традицией моего класса стало проведение «Зарницы». Подготовка достаточно трудоёмка, но эмоций у детей и родителей остаётся много и надолго. На слайде вы можете увидеть полосу препятствий, место стрельбы и походную кухню.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье - это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория педагогическая» 
Технология «раскрепощённого развития детей», разработана физиологом Владимиром Филипповичем Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1. учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
3. с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. в технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
     Результаты внедрения обучения по системе Базарного показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т.п., т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф.Базарного как здоровьесберегающую.
физминутки
Обязательным  элементом  здоровьесберегающей  организации  урока, предотвращающим  утомление  учащихся  является  физкультминутка. В течении каждого урока проводятся 2 физминутки (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз).
     Физкультминутки  положительно  влияют  на  аналитико-синтетическую  деятельность  мозга, активизируют  сердечно-сосудистую  и  дыхательные  системы, улучшают  кровоснабжение  внутренних  органов  и  работоспособность  нервной  системы. Время  начала  физкультминутки  определяется  самим  учителем. Физиологически  обоснованным  временем  для  ее  проведения  является  15 – 20-я  минута  урока.
      Двигательность  физкультурных  минуток  обычно  составляет  1 – 5 минут. Каждая  физминутка  включает  комплекс  из  3 – 4-х  правильно  подобранных  упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За  такое  короткое  время  удается  снять  общее  или  локальное  утомление, значительно  улучшить  самочувствие  детей.
Требования  к  проведению  физкультминуток:
    1) Комплексы  подбираются  в  зависимости  от  вида  урока, его содержания. Упражнения  должны  быть  разнообразны, так как  однообразие  снижает  интерес  к  ним, следовательно, их  результативность;
    2) Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой;
    3) Предпочтение  нужно  отдавать  упражнениям  для  утомленных  групп мышц;
    Обычно  физкультминутки  проводят  под  стихотворный  текст. При подборе  стихотворений  следует  обратить  внимание  на  следующее:
·        важно, чтобы  содержание  текста  сочеталось  с  темой  урока;
·        преимущество  отдается  стихам  с  четким  ритмом;
текст  произносится  учителем  или  воспроизводится  в  записи, т.к. при  произнесении  текста  детьми  у  них  может  сбиваться  дыхание.
Виды  физкультминуток:
·        упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;
·        упражнения  для  кистей  рук;
·        гимнастика  для  глаз;
·        гимнастика  для  слуха;
·        упражнения, корректирующие  осанку;
Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

 Заключение.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, повышению качества обучения и воспитания младших школьников; активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.


Комментарии