Образовательные экскурсии как форма урока математики, обеспечивающая здоровьесохраняющее обучение.
Введение.
Всё необходимое для изучения большинства
математических понятий и тем находится вокруг нас. Однако, вопросы изучения
математики в начальной школе средствами образовательных экскурсий не получили
должного внимания. Образовательные экскурсии в младших классах касаются, прежде
всего, изучения дисциплин природоведческого цикла, краеведения, изредка –
языковых и художественных эстетических вопросов.
В методическом письме Минобразования РФ от 20 апреля 2010г. предложено
провести в течение сентября-октября 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Там же сказано: «Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на
свежем воздухе».
Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников,
предлагается на четвёртых уроках использовать не классно-урочную форму, а иные
формы организации учебного процесса.
Российскую школу начала 21 в. можно
по-прежнему охарактеризовать словами Д.Дьюи: «всё приспособлено для слушания»,
«очень мало места для самого ребёнка, для его самостоятельной работы»
Тема: Образовательные
экскурсии как форма урока математики, обеспечивающая здоровьесохраняющее
обучение.
Актуальность: При
дефиците учебного времени (за последние 40 лет объём учебного содержания
увеличился в1,5раза)резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведёт
к перегрузке физической и психической, резко выраженной утомляемости, частым
болезням детей.
Под новым качеством образования понимается достижение учащимися таких
образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного
решения проблем в различных сферах деятельности.
Образовательная экскурсия является эффективной здоровьесберегающей
формой обучения, позволяющая ученикам приобрести опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
Новизна
опыта: Всё необходимое для изучения
большинства математических понятий и тем за курс начальной школы у нас под
ногами в прямом смысле этого слова и вокруг нас. А учителя этим всё ещё
недостаточно пользуются.
Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, нужно
использовать не только классно-урочную форму, а иные формы организации учебного
процесса, одной из которых должна стать образовательная экскурсия.
Анализируя свою педагогическую
деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы
начального обучения, мы сталкиваемся с рядом трудностей:
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,
-
ЧАСТЫЕ ПРОПУСКИ ЗАНЯТИЙ УЧЕНИКОВ ПО БОЛЕЗНИ,
- УТОМЛЯЕМОСТЬ В СВЯЗИ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА,
- РАЗРЫВ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ И ПРАКТИКОЙ.
- РАЗРЫВ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ И ПРАКТИКОЙ.
В последнее десятилетие появился новый
медицинский диагноз – «аллергия на школу»
По мнению доктора медицинских наук
В.Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система
образования детей».
(Просмотр
видеофильма)
Сейчас вы увидите фрагмент урока математики, проведённого в форме экскурсии, в
3б классе.
Тема:
Периметр.
Цели:
1.
Дать первое
представление о существовании проблем, связанных с неточностью измерений.
2.
Учить решать
задачи, связанные с вычислением периметра.
Математические экскурсии не только
возможны, но и полезны в учебном процессе. Они помогают достигать нового
современного качества образования.
Слово «экскурсия» в словарях трактуется
очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или
увеселительной целью». Здоровая любознательность- основа учебной деятельности.
Как утверждают психологи, отправным пунктом для учебной деятельности служат
интересы и жизненный опыт учащихся, поэтому всё то, что изучается или рассматривается,
полезно связать с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
Экскурсия как форма урока может поддерживать «здоровую любознательность
и жажду учения» у всех школьников, так как на ней создаются условия,
необходимые для осуществления учения в
опыте. А «личный опыт является для него самоценным и заслуживающим доверия,
поскольку он служит, в конечном счёте, единственным критерием оценки жизненных
событий. Учение, в ходе которого человек
взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным,
приносит огромное удовлетворение».
Младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с
окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид
деятельности соответствует их мотивационной
сфере. Мотивирует детей, кроме этого, и доступность, привычность видов
действий на уроках – экскурсиях.
Факторы
негативно влияющие на здоровье детей.
Образовательные экскурсии как форма
урока обеспечивают здоровьесберегающее обучение, поскольку позволяют устранить
некоторые факторы школьной жизни, негативно влияющие на здоровье детей.
- неподвижность за партой во
время урока;
-
длительная
работа в закрытом помещении без свежего воздуха, с искусственным освещением,
подавление эмоций;
-
преобладание
аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным
особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении, с
опорой наглядно- образное, наглядно-действенной мышление.
-
запрещение
любых движений( за это пишут замечания в дневник)
Прогулка во время общеобразовательной
экскурсии:
•
Освобождает
от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает
физическое здоровье, осанку, зрение;
•
Снижает
шансы развития гиподинамии.
•
Открывает
возможности для проявления эмоций.
Делает наглядным и доступным программный
материал, поскольку нацелена на укрепление психологического здоровья через
психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и
гармонизацию работы левого и правого полушарий.
Результативность
Экскурсия как форма занятия позволяет
учитывать возрастные особенности младших школьников с их предметно-действенным,
наглядно-образным мышлением. Во время экскурсии реализуются идивидуальные
особенности так называемых кинестетов и визуалов, т.е. «деятелей» и
«зрителей».Именно данная форма организации урока даёт накопление ребёнком
чувственного опыта, создаёт условия для сохранения здоровья и эмоционального
благополучия школьников, в большей мере
соответствует возрастным, функциональным возможностям развития детей,
состоянию их здоровья и работоспособности.
Комментарии
Отправить комментарий