Образовательные экскурсии как форма урока математики, обеспечивающая здоровьесохраняющее обучение.

Введение.
Всё необходимое для изучения большинства математических понятий и тем находится вокруг нас. Однако, вопросы изучения математики в начальной школе средствами образовательных экскурсий не получили должного внимания. Образовательные экскурсии в младших классах касаются, прежде всего, изучения дисциплин природоведческого цикла, краеведения, изредка – языковых и художественных эстетических вопросов.
  В методическом письме Минобразования РФ от 20 апреля 2010г. предложено провести в течение сентября-октября 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике. Там же сказано: «Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на свежем воздухе».
  Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвёртых уроках использовать не классно-урочную форму, а иные формы организации учебного процесса.
Российскую школу начала 21 в. можно по-прежнему охарактеризовать словами Д.Дьюи: «всё приспособлено для слушания», «очень мало места для самого ребёнка, для его самостоятельной работы»
Тема: Образовательные экскурсии как форма урока математики, обеспечивающая здоровьесохраняющее обучение.
Актуальность: При дефиците учебного времени (за последние 40 лет объём учебного содержания увеличился в1,5раза)резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведёт к перегрузке физической и психической, резко выраженной утомляемости, частым болезням детей.
    Под новым качеством образования понимается достижение учащимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
      Образовательная экскурсия является эффективной здоровьесберегающей формой обучения, позволяющая ученикам приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Новизна опыта: Всё необходимое для изучения большинства математических понятий и тем за курс начальной школы у нас под ногами в прямом смысле этого слова и вокруг нас. А учителя этим всё ещё недостаточно пользуются.
      Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, нужно использовать не только классно-урочную форму, а иные формы организации учебного процесса, одной из которых должна стать образовательная экскурсия.
Анализируя свою педагогическую деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы начального обучения, мы сталкиваемся с рядом трудностей:
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,
-  ЧАСТЫЕ ПРОПУСКИ ЗАНЯТИЙ УЧЕНИКОВ ПО БОЛЕЗНИ,
- УТОМЛЯЕМОСТЬ В СВЯЗИ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА,
- РАЗРЫВ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ И ПРАКТИКОЙ.
В последнее десятилетие появился новый медицинский диагноз – «аллергия на школу»
     По мнению доктора медицинских наук    В.Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей».
(Просмотр видеофильма) Сейчас вы увидите фрагмент урока математики, проведённого в форме экскурсии, в 3б классе.
    Тема: Периметр.
Цели:
1.      Дать первое представление о существовании проблем, связанных с неточностью измерений.
2.      Учить решать задачи, связанные с вычислением периметра.
Математические экскурсии не только возможны, но и полезны в учебном процессе. Они помогают достигать нового современного качества образования.
Слово «экскурсия» в словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Здоровая любознательность- основа учебной деятельности. Как утверждают психологи, отправным пунктом для учебной деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, поэтому всё то, что изучается или рассматривается, полезно связать с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
  Экскурсия как форма урока может поддерживать «здоровую любознательность и жажду учения» у всех школьников, так как на ней создаются условия, необходимые для осуществления учения  в опыте. А «личный опыт является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счёте, единственным критерием оценки жизненных событий.  Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение».
   Младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной  сфере. Мотивирует детей, кроме этого, и доступность, привычность видов действий на уроках – экскурсиях.
Факторы негативно влияющие на здоровье детей.
Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесберегающее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно влияющие на здоровье детей.
 -    неподвижность за партой во время урока;
-          длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха, с искусственным освещением, подавление эмоций;
-          преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении, с опорой наглядно- образное, наглядно-действенной мышление.
-          запрещение любых движений( за это пишут замечания в дневник)
Прогулка во время общеобразовательной экскурсии:
         Освобождает от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, осанку, зрение;
         Снижает шансы развития гиподинамии.
         Открывает возможности для проявления эмоций.
Делает наглядным и доступным программный материал, поскольку нацелена на укрепление психологического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.
Результативность
Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников с их предметно-действенным, наглядно-образным мышлением. Во время экскурсии реализуются идивидуальные особенности так называемых кинестетов и визуалов, т.е. «деятелей» и «зрителей».Именно данная форма организации урока даёт накопление ребёнком чувственного опыта, создаёт условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, в большей мере  соответствует возрастным, функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности.







Комментарии