Организация воспитательного процесса с учащимися начальных классов

«Мы лишь в той мере можем воспитать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет»
                                                                           И. Песталоцци.

     Основной целью  моей работы, когда три года назад  набрала первый класс, было моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
     Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:
ü  Изучить личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
ü  Осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
ü  Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития личности ребёнка;
ü  Проводить профилактику и коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством корригирующих упражнений, используя различные тренажеры и специальное оборудование на уроках, во время динамических пауз, прогулок.
  Работа с учащимися началась с изучения их интересов и возможностей, с характеристики нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического развития. В соответствии с этим намечались содержание воспитательной системы.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность строится на основе программы воспитания всего общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни; на основе личностного - ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Концепция воспитательной системы
«Человек как часть  природы»
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Воспитание и развитие - две взаимосвязанные категории, в эпоху резкого снижения востребованности образования, отчуждения родителей от детей, обострения криминогенной ситуации среди школьников, ухудшения здоровья детей именно воспитание должно быть приоритетным направлением деятельности учителя.
  На современном этапе воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии её индивидуальности и самобытности.
            В моей воспитательной работе основными ориентирами являются развитие личности, гуманность, духовность и творчество. Из сложившихся в российской научной педагогике принципиальных подходов к воспитанию наиболее актуальны сегодня: личностно - ориентированный (Ш.А.Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Л.Соловейчик), системно - деятельностный и комплексный (И.П.Иванов, В.А.Караковского). Воспитание младших школьников путём включения их в творческую деятельность, позволяет не формировать личность с заранее определёнными свойствами, а создавать условия для полноценного проявления и развития специфических (индивидуальных) личностных способностей ребёнка. Такой деятельностью является театральная студия, организованная на базе класса, а также проектная деятельность и коллективно творческие дела. Главная функция – побуждение к творчеству, мысли, поиску, действию, но не отдельно взятого индивида, а всех и каждого. Рассматривая эту деятельность в рамках личностно – ориентированного подхода, я делаю акцент на реализацию задач личностно значимых для каждого ребёнка. В этом помогает воспитательная работа, где от ребёнка потребуются: заботливость, активность, ответственность, самостоятельность; где каждый сможет проявить себя в другой деятельности, отличной от учебной.
Ценностно – смысловое ядро воспитательной системы                 класса:                        
1.Тема – Человек, как часть природы
2.Цель – Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника
3.Задачи
§  развивать субъективность личности каждого         учащегося;
§  создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного,           
§  эстетического и физического самовыражение личности младшего школьника;
§  поддерживать творческие устремления и действия каждого ребёнка.
4.Понятия – индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив.   
Воспитательная система класса ориентирована на:

Ø  Максимальное развитие психологических, духовных и интеллектуальных способностей учащихся;

Ø  Совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, родителей, учащихся;

Ø  Гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

Ø  Возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;

Ø  Содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут и способ самоопределения в них;

Ø  Совершенствование классного коллектива, способного к совместной творческой деятельности.

Механизм построения и функционирования
воспитательной системы класса
 Основу функционирования воспитательной системы составляет коллективно – творческая деятельность по направлениям: «Учеба», «Здоровье», «Коллектив», «Я познаю мир» и детское театральное творчество.
Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество. Помочь возникнуть ему должно общее дело. Таким делом является творческая деятельность первоклассников в театральной студии «Мельпомена».  Занятия помогают развивать эстетический вкус и взаимоотношения между детьми.
Одним из направлений работы театральной студии является фольклор. Родная культура предназначена каждому безотносительно к его социальному происхождению как исторически сложившийся образ жизни или способ бытия, породившего сообщества.
     Содержательная направленность целей воспитательного процесса ориентирует на развитие и внедрение инноваций в образовательные и воспитательные технологии. Исследовательская деятельность классного руководителя заключается в выборе оптимальных методов и приёмов воспитания учащихся, в создании условий для их разностороннего развития на основе психолого–педагогических исследований личности. Диагностика является важнейшим ориентиром в реализации индивидуального подхода в работе с ребёнком и в организации коллективной и групповой деятельности учащихся.
  В процессе воспитания ребёнок не пассивно приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, не безразлично присваивает предлагаемые ценности, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями взрослого и ребёнка.
В связи с этим именно ориентация классного руководителя, и вместе с ним – ученика и его родителей, на личностные достижения как показатель результативности всей воспитательной деятельности в духе новой образовательной парадигмы является основой современного воспитательного процесса. Точное инструментальное управление этим процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных воспитательных целей предусматривает технологический подход к воспитанию.
Технология – это методика-оболочка, форма деятельности педагога.
Шоу- технология.
Философская основа: амбивалентная, многокультурная.
Методологические подходы: демократический, социокультурный, деятельностный.
Ведущие факторы развития: психогенные.
Научная концепция освоения опыта: интериоризаторская + развивающая.
Преобладающие методы: творческие, диалогические, деятельностные, мультимедиа, саморазвития.
Организационные формы: открытые, интегративные, индивидуальные.
Характер воспитательных взаимодействий: сотрудничества, сотворчества, деятельностный, личностно – ориентированный.
  Воспитательные задачи для учащихся начальных классов при использовании воспитательной технологии выделяются специфические:
  • опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно полезную);
  • создание условий для успеха;
  • формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
 Можно выделить в начальной школе организацию коллективно игровых
действий детей, мероприятия с родителями, включение детей в наглядно-практическую деятельность.
  Школьные игровые мероприятия типа «шоу» имеют особенности:
  • деление участников на выступающих и зрителей,
  • соревновательность на сцене,
  • заготовленный организаторами сценарий
  • задания «сцене»
  • работа с «залом»
  • способ оценивания.
3 основных психологических механизма шоу:
·         эмоциональное заражение
·         соревновательность
·         импровизация.
     3 части действа:
·         запуск
·         задания-конкурсы
·         финал
 Ребятам нравятся роли, которые они активно осваивают. Артисты получают опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности и выступлений. Свои представления часто ребята повторяют в разных аудиториях.
   Подготовка и проведение «Папа, мама, я - спортивная семья», «Кошкин бал», «Салют Победы!»  прошла с использованием данной технологии, по следующим этапам: подготовка – реализация – анализ итогов.
   Подготовка представления «Папа, мама, я - спортивная семья».
  1. Цели и задачи.
Приобщение  детей и родителей к совместному отдыху, интересному время провождению.
Создание классных   традиций.
Привлечение родителей к жизни классного коллектива.
  1. Участники представления.
Принимают участие семейные команды.
Состав команды – 3 человека
    Условия конкурса.
 Конкурсные задания шоу-программы
1 конкурс «Представление команд»
 2 конкурс  «Самый ловкий»
3 конкурс «На лучшего бомбардира»
4 конкурс  Бег с шариком.
5 конкурс  Общая эстафета
    Подведение итогов и награждение.
Победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов.
Победители и участники награждаются сладкими призами.
 Во время подготовки ребята определили семейные команды, а также группу выступающих в ролях: Весны, Лета, скоморохов. Ребята с помощью родителей смастерили плакаты, которые поддерживали команды.
  Праздник решено было проводить в спортивном зале.
Родители и ребята, не занятые в командах, принимали участие в различных играх, показывали сценки.
  Ребята с нетерпением ждали этого праздника, учили слова, настраивали команду, решали, какие слова написать на плакатах, ведь без них, как же поддержать команду. И вот долгожданный день наступил. Ведущие настроили аудиторию, завязкой действия стала встреча Лета. Чтобы быть готовым к летнему отдыху, нужно командам показать свою сноровку, выполнить задания. В сценарии было предусмотрено развитие дальнейших событий до кульминации праздника – награждения команд. Объединило всех участников и гостей весёлое чаепитие.
       В классе ведется большая работа по развитию способностей ребенка. При проведении диагностики:63% респондентов отметили, что в классе есть возможность ребенку проявить себя, 29% ответили, что в классе открылись способности ребенка, и он имеет возможность их проявить. (Диаграмма 2). Понимание того, что творческое мышление формируется в воспитательном процессе как результат активного участия в творческой коллективной деятельности, заставляет меня постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм воспитания, способствующих формированию творческой личности, привел к появлению классных традиций, сплочению коллектива, ШОУ – технология приносит ребёнку чувство большого удовлетворения, формирует коммуникативные компетенции, обеспечивает развитие взаимопонимания и взаимовыручки. 

   

Комментарии

  1. Я считаю,что учителю просто необходимо двигаться в ногу со временем.Долгова И.В. успешно планирует учебные занятия,выбирая оптимальные методы и средства обучения.Владея навыками мотивирования, педагог пробуждает интерес к предметам у своих учеников.Успешно реализует типовую образовательную программу,добавляя самостоятельные программные и методические разработки.Мне,как родителю ученика,уже 2 класса, очень важно, чтобы мой ребенок не ограничивал получение своих знаний только учебниками...На уроках используется дополнительная информация, интересная и она легко усваивается учениками...Используется методический материал в виде тестов, таблиц,викторин и многое другое...

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая Ирина Вячеславовна!
    От лица родителей нашего класса хотим выразить Вам слова благодарности за Ваш труд, за то, что Вы сделали для наших детей. А Вы научили их многому!
    Читать, писать, решать задачи, быть организованными, дисциплинированными, старательными, ответственными.
    Спасибо Вам за Вашу заботу, стремление, старание, терпение, понимание, доброе отношение к нашим детям! Родительский комитет

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий