Формирование ключевых компетентностей средствами проектирования

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом.
Другой цели у педагогики нет.
В.П.Беспалько
Основная и самая важная задача современного российского образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Компетентность, как и компетенция, является интегрированной, но, в отличие от навыка – осознанна, а отличие от умения – переносима и совершенствуется не по пути автоматизации, а по пути интеграции (наращивания компетенции). В отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Ключевые компетентности:
•готовность к решению проблем;
•технологическая компетентность;
•готовность к самообразованию;
•готовность к использованию информационных ресурсов;
•готовность к социальному воздействию;
•коммуникативная компетентность.
Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся эти ключевые компетентности. Прежде всего, обратимся к общепринятым терминам.
Цель проектного обучения  – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Метод проектов  –  это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает.
Ученик –  активный участник, субъект деятельности.
Проектирование  –  самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проект –  специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов –  технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создает то, чего еще нет; он требует иного качества или показывает путь к его получению (комплекс отдельных шагов).
Результат деятельности для учащихся  –  конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя  –  изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы).
Проектирование  –  это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счёт проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации).В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
·         на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
·         на силе и свободе творчества;
·         на логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
·         на стимуле к развитию социальной активности;
·         на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
·         на возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование». 
– это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления в будущем. Различают поисковое прогнозирование, цель которого – поиск перспективных проблем, подлежащих решению, и нормативное, которое сводится к определению возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии. Проектирование и прогнозирование имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование требует большей строгости и ответственности, поскольку оно осуществляется для получения результата, непосредственно используемого в практике. Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. Особенно эта технология подойдет для использования в работе класса-комплекта, где вместе работают дети не только с разными способностями, но и относящиеся к разным возрастным группам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи или конструированию.
Для закрепления полученных знаний рекомендуется использовать комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологией в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий может быть объединена общей проблемой. Например, давая детям, представление о домашних животных, учитель на уроках окружающего мира знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях по литературному чтению – дает образы домашних животных в произведениях писателей, на изо рассматриваются картины с изображением домашних животных и т.д.
Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Переход начальной школы на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
·         занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
·         комплексные блочно-тематические занятия;
·         интеграция:-частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);-полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
·         метод проектов:-форма организации образовательного пространства;
·         -метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы учителя по подготовке проекта:
1.      На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
2.      Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
3.      Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4.      Составление плана-схемы проекта.
5.      Сбор, накопление материала.
6.      Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7.      Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8.      Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов
Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
1.      Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2.      Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
3.      Выполнение проекта – практическая часть.
4.      Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут классифицироваться:
·         по составу участников;
·         по целевой установке;
·         по тематике;
·         по срокам реализации.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
1.      исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.      ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.      информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
4.      творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
·         обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
·         развитие познавательных способностей;
·         развитие творческого воображения;
·         развитие творческого мышления;
·         развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
·         вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
·         активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
·         формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
·         формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
·         развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·         формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·         развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).
 
Этапы создания проекта
Этапы   проекта
Деятельность  педагога
Деятельность   детей
1 этап







2 этап





3 этап


4 этап
1. Формулирует проблему (цель иконечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко).




4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

9. Подготовка к презентации.
Презентация
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.


8.Подготовка продукта деятельности к презентации.
9. Представление (зрителям или экспертам) продуктадеятельности


 Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.































Литература

1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.
2. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.
3. Каверин В.А. Два капитана: Роман в 2-х кн. – К.: Рад. школа, 1982. – с. 54, 56-57.
4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
7. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503

Комментарии