Формирование ключевых компетентностей средствами проектирования
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность
проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с
гарантированным эффектом.
Другой цели у педагогики нет.
В.П.Беспалько
Основная
и самая важная задача современного российского образования на данном этапе –
это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования.
Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние
ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность
– результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным
набором способов деятельности по отношению к определенному предмету
воздействия. Это совершенно новый результат образования. Компетентность, как и
компетенция, является интегрированной, но, в отличие от навыка – осознанна, а
отличие от умения – переносима и совершенствуется не по пути автоматизации, а
по пути интеграции (наращивания компетенции). В отличие от знания существует в
форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Ключевые
компетентности:
•готовность к решению проблем;
•технологическая компетентность;
•готовность к самообразованию;
•готовность к использованию информационных ресурсов;
•готовность к социальному воздействию;
•коммуникативная компетентность.
Работа в режиме проектной деятельности позволяет
выработать у учащихся эти ключевые компетентности. Прежде всего, обратимся к
общепринятым терминам.
Цель проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в
социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни человека.
Метод проектов –
это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в
окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает
кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и
роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности.
Он консультирует, мотивирует, наблюдает.
Ученик –
активный участник, субъект деятельности.
Проектирование
– самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной
деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проект –
специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов –
технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и
разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной
деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создает то, чего еще нет;
он требует иного качества или показывает путь к его получению (комплекс
отдельных шагов).
Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности
(информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых
компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Способность к созданию целевых прообразов и
деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной
практической деятельности по производству объекта), моделирования
(концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического
способа создания технических артефактов и объектов иной природы).
Проектирование
– это органичная, естественная для человека деятельность и может быть
освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества
является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в
педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста:
младшего (что становится возможным за счёт проектной сущности игровой
деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной
среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием
самореализации).В результате проектной деятельности рождается проект. В
стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление
образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные
возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее
развивающая функция основана:
·
на продуктивности воображения, которое творит субъективную
реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного
объекта;
·
на силе и свободе творчества;
·
на логичности, последовательности совместной с другими людьми
креативной деятельности;
·
на стимуле к развитию социальной активности;
·
на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением
способности к преобразованию действительности;
·
на возможности подспудно получить наряду с предметным еще и
педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование»,
«конструирование» и «моделирование».
– это разновидность научного предвидения, специальное
исследование перспектив какого-либо явления в будущем. Различают поисковое
прогнозирование, цель которого – поиск перспективных проблем, подлежащих
решению, и нормативное, которое сводится к определению возможных путей решения
проблем с ориентацией на заданные критерии. Проектирование и прогнозирование
имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование
требует большей строгости и ответственности, поскольку оно осуществляется для
получения результата, непосредственно используемого в практике. Проектной
деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста.
Особенно эта технология подойдет для использования в работе класса-комплекта,
где вместе работают дети не только с разными способностями, но и относящиеся к
разным возрастным группам. С самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все
впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей
младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский
вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут
найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает
учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения
целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие
логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,
опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок
и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер:
логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике,
ознакомлению с окружающим миром, развитию речи или конструированию.
Для закрепления полученных знаний рекомендуется использовать
комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального
воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы
с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако взаимосвязь
между разделами программы не дает такой результативности в развитии
познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как
взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их
интеграция. Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие
проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологией в процессе
обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребенка, его
познавательных и творческих способностей. Серия занятий может быть объединена
общей проблемой. Например, давая детям, представление о домашних животных,
учитель на уроках окружающего мира знакомит их с ролью домашних животных в
жизни человека, на занятиях по литературному чтению – дает образы домашних
животных в произведениях писателей, на изо рассматриваются картины с
изображением домашних животных и т.д.
Вариативность использования интегрированного метода
довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому
проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский
метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его
реализации в среднем и старшем школьном звене. Переход начальной школы на
проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
·
занятия с включением проблемных ситуаций детского
экспериментирования;
·
комплексные блочно-тематические занятия;
·
интеграция:-частичная интеграция (одно из направлений программы
интегрируется с другим);-полная интеграция (один из разделов интегрируется со
всеми разделами программы);
·
метод проектов:-форма организации образовательного пространства;
·
-метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы учителя по подготовке проекта:
1. На
основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
2. Разработка
плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с
родителями).
3. Привлечение
специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению
соответствующих разделов проекта.
4. Составление
плана-схемы проекта.
5. Сбор,
накопление материала.
6. Включение
в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние
задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация
проекта, открытое занятие.
Классификация проектов
Метод проектов можно представлять как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося,
способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность
по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода
проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
1. Целеполагание:
педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него
задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка
проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;-
в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать
(принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для
достижения цели;
3. Выполнение
проекта – практическая часть.
4. Подведение
итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут классифицироваться:
·
по составу участников;
·
по целевой установке;
·
по тематике;
·
по срокам реализации.
На практике чаще всего используются следующие типы
проектов:
1. исследовательско-творческие:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна;
2. ролево-игровые
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и
решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные:
дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн класса, витражи и др.);
4. творческие
(оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной
недели и т.д.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной
области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель
проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
·
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
·
развитие познавательных способностей;
·
развитие творческого воображения;
·
развитие творческого мышления;
·
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для
каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
·
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
учителя);
·
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с учителем);
·
формирование начальных предпосылок исследовательской
деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) –
это:
·
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
·
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность учителя и
детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).
Этапы создания проекта
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
|
1. Формулирует
проблему (цель иконечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
3. Формулирует
задачу (нежестко).
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать
деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по
необходимости).
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.
9. Подготовка к презентации.
Презентация
|
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие
группы.
6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических
знаний, умений, навыков.
8.Подготовка продукта деятельности к
презентации.
9. Представление (зрителям или
экспертам) продуктадеятельности
|
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает
ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему
успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Комментарии
Отправить комментарий